Когда я говорю, что живу в Республике Сербской, собеседник чаще всего превратно меня понимает, думая, что речь идет о государстве Сербия со столицей в Белграде. Приходится объяснять, что на самом деле, официальное называние Сербии – Республика Сербия, так как об этом знают далеко не все. А о том, что существует еще и Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины знают и подавно немногие…

Две эти сербские республики справедливо будет назвать родными сестрами. Преобладающей частью этнического населения обеих является православный сербский народ. Правда, существуют некоторые внешние различия между ними, но не всегда. Сербы Республики Сербской чаще всего имеют темный цвет волос и карие глаза, в то время как сербы, населяющие соседнее государство, нередко светловолосы и голубоглазы.

Бытует мнение, что сербы из Республики Сербской отличаются особой воинской доблестью и героизмом, и это не пустые слова. Обусловлен этот факт географическим месторасположением на карте мира и драматической историей создания и существования Республики. Не последнюю роль играет тот факт, что расцвела эта балканская страна на пересечении культур, национальностей и политических интересов. Родившись на обломках Югославии, она заплатила неимоверно высокую цену за свое право жить.

Балканы – особая география и история

Балканский полуостров – это всего лишь 505 000 км², окруженных Средиземным, Адриатическим, Ионическим, Черным, Мраморным, Эгейскими морями. Но сколько ассоциаций и исторических событий всплывает в памяти, когда слышишь: «Балканы». Есть ли еще такое место на земле, за обладание которым велись бы такие жесточайшие баталии, ради властвования над которым сплетались бы тончайшие интриги?

Республика Босния и Герцеговина расположилась в центральной части Балканского полуострова, площадь её около 51,1 тыс. км². Самую протяжённую границу имеет с Хорватией (932 км) – на севере, западе и юге, с Сербией она граничит на востоке (357 км), на юго-востоке (249 км) граничит с Черногорией. Это территории двух исторических областей – Боснии, занимающей долину реки Савы и ее притоков, и Герцеговины, находящейся южнее, в бассейне реки Неретвы. Около 90% территории занимают горы.

Словенский писатель Йосип Видмар еще в 1943 году высказал мнение, что Босния и Герцеговина вступила в XX век как самая сложная страна в Европе. Утверждение это справедливо и в наши дни, но ситуация еще более усугубилась…

Федерация Боснии и Герцеговины является объединением территорий, населённых хорватами и босняками-мусульманами. Столица ее – город Сараево. Из-за былого этнорелигиозного многообразия город называли также европейским или балканским Иерусалимом. Сербы из Республики Сербской не признают Сараево столицей, считая своей столицей исключительно город Баня-Луку. Сараево сербы посещают крайне неохотно, лишь в каких-то исключительных случаях или по работе. Накануне моей первой поездки (а мне необходимо было посетить посольство России), сербские друзья строго меня предупредили, что в целях безопасности благоразумно будет убрать из автомобиля иконки и православный крест – «ты ведь не хочешь, чтобы разбили лобовое стекло!»

Милорад Додик — член президиума Боснии и Герцеговины (представитель Республики Сербской) так характеризует это государственное образование:

«Вы приехали в страну, которая была создана не волей проживающего здесь народа, а волей международного сообщества. БиГ не место, где сербы хорошо себя чувствуют, которое дает сербам хоть какой-то шанс. Эта страна не дает шанса даже мусульманам-бошнякам, а тем более хорватам. В любом случае, Босния и Герцеговина – несчастное место».

Додик.jpgС лидером боснийских сербов Милорадом Додиком (на фото) мне удалось повстречаться дважды. Первая встреча произошла в 2018 году, в штабе легендарных сербских воинов Вуков с Вучияка. Ответив на мое обращение, прозвучавшее на сербском языке, господин Милорад мило заговорил со мною по-русски. Всего лишь несколько фраз на русском, но словно елей не сердце.

Пролистаем несколько страниц новейшей истории…

Доктор политических наук, профессор кафедры Дипломатическая академия МИД России А.Г. Задохин так объясняет стуацию в регионе: «Балканские народы и государства переходят в ХХI век с целым рядом нерешенных международных проблем и неурегулированных противоречий и конфликтов. Причиной этого является сохраняющийся конфликтный характер этногенеза балканских народов и незавершенность этапа становления нациогосударств. Кроме того, многие проблемы Балкан не находят решения из-за того, что внешние силы, традиционно претендующие на соучастие (точнее, патерналистскую политику) в балканских делах, не могут и/или не хотят увидеть в балканских народах и государствах равнозначного им субъекта международных отношений».

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), как экономическое целое прекратила свое существование к концу 1980-х гг. Из республик, входивших в ее состав, зазвучали требования о суверенитете – в 1990-1991 гг. стали нарастать противоречия между Сербией и Словенией, Сербией и Хорватией. Конфликты эти носили экономический, политический, а затем и этнотерриториальный характер. Эпицентром борьбы оказались районы Хорватии, населённые сербами, а также Босния и Герцеговина.

Сербы и хорваты БиГ ставили вопрос ребром, желая присоединения территорий их компактного проживания соответственно к Сербии и Хорватии. А боснийские мусульмане, составлявшие относительное большинство (43,5 %), выступали за сохранение целостности боснийского государства. При этом другие две крупные общины – сербская и хорватская воспринимались боснийскими властями как «национальные меньшинства», и любые модели государственного устройства БиГ, кроме унитарной, отвергались.

25 июня 1991 года о своей независимости объявили Словения и Хорватия. Федеративная армия предприняла попытку сохранить единое государство. После вмешательства международных организаций в дела Словении удалось достичь компромисса, и в январе 1992 года ее независимость была признана мировым сообществом. В Хорватии начиная с 1991 года происходили военные столкновения между сербами, проживавшими на 1/3 территории Хорватии и не желавшими выходить из состава Югославии, и хорватской армией, отстаивающей независимость и целостность своей молодой республики.

Под влиянием событий, происходивших в соседних республиках, мусульманские и хорватские депутаты парламента БиГ выступили за провозглашение независимости. Меморандум о суверенитете Скупщина приняла 15 октября 1991 года в отсутствие депутатов-сербов, желавших сохранения БиГ в составе Югославии.

В знак протеста сербы в своих сербских районах в ноябре 1991 года провели плебисцит, провозгласив образование Сербской Республики (позже переименованной в Республику Сербскую), объявили об отделении от Боснии и Герцеговины и о том, что остаются в составе Югославии.

Дата рождения Республики (тогда – РСБиГ), приходится на день памяти Святого первомученика апостола архидиакона Стефана – 9 января 1992 года.

6 апреля 1992 года независимость БиГ признали страны ЕС, а США – 7 апреля. 12 мая Народная скупщина Республики Сербской постановила – создать свою армию, так как ЮНА (Югославская Народная армия), вынуждена была покинуть пределы БиГ. Ядром Армии Республики Сербской (АРС) стал бывший Второй военный округ ЮНА. Главнокомандующим был назначен легендарный генерал Ратко Младич.

На тот момент в армии и руководстве Республики, как и в Белграде царил хаос. Сербский народ в целом не был готов к войне. Новоизбранное политическое руководство не имело понятия, как руководить армией. Фактически все пришлось создавать заново – поддерживать боевой дух бойцов, налаживать снабжение боеприпасами, продуктами, выводить части из Сараево, решать вопрос с беженцами.

И в этот момент «пороховая бочка Европы» в очередной раз запылала. Надо отметить, что эта война с самого начала не была похожей на все прежние войны – все было очень запутанно. В одной части страны мусульмане и хорваты воевали против сербов, в другой части – хорваты были на стороне сербов, в третьей – все против всех… Становится жутко, когда понимаешь, что внешне противоборствующие стороны ничем не отличались друг от друга, даже говорили на одном языке, а до войны были часто друзьями и соседями…

В первый год противостояния сербы контролировали более 60% территории БиГ и мечтали об окончании войны. В декабре 1992 года Республикой Сербской была принята Декларация об окончании войны и защите своих границ политическими средствами. Но с 1993 года мусульмане предпринимали попытки отвоевать у сербов часть территорий, в то время как хорваты воевали и с мусульманами, и сербами за «свои» территории. В БиГ были размещены миротворческие силы ООН, к которым после присоединились силы НАТО, занимавшие антисербскую позицию.

Начиная с 1994 года НАТО предпринимала ряд вооружённых акций против боснийских сербов, однако одиночные авиаудары не давали желаемых результатов. В июле 1995 года был разработан план крупной воздушной наступательной операции с кодовым названием – «Обдуманная сила» (англ. Deliberate Force). Она была направлена на подрыв военного потенциала сербской стороны. По позициям сербов стала наносить удары авиация США, Великобритании, Франции, Германии, Турции, Нидерландов и Испании.

10 августа 1995 года между командующим войсками ООН и главнокомандующим объединенными войсками НАТО в Южной зоне Европы был подписан меморандум о «миротворчестве». Результатом этого «миротворчества» стало нанесение НАТО бомбовых ударов по боснийским сербам, а под прикрытием авиации снова началось наступление мусульмано-хорватских войск. В результате 20 тысяч сербов вынуждены были покинуть свои дома. Следом был подписан американо-хорватский договор о размещении на территории Боснии войск США на 25 лет.

Операция «Обдуманная сила» завершилась 14 сентября, когда сербы дали согласие на условия НАТО.

Под давлением США и международных организаций противоборствующие стороны вынуждены были пойти на переговоры, которые состоялись на военной базе в Дейтоне (штат Огайо, США) с 1 по 21 ноября 1995 года. На переговорах произошло согласование и подписание пакета договоренностей, включавших карты разделения БиГ на два образования – Мусульмано-Хорватскую Федерацию БиГ (Сараево, 51% территории) и Республику Сербскую (Баня-Лука, 49% территории).

Программа, намеченная в Дейтоне, осуществлялась под управлением Верховного представительства ООН в БиГ: формировались органы власти, проводились выборы в парламенты образований и государства в целом, разграничивалась территория, разоружались военные формирования. НАТО, подталкиваемое Соединенными Штатами наращивало свое военное и политическое присутствие в регионе.

Откуда взялись в Сараево мусульмане-босняки?

Босняки́ (самоназвание – бошняки) – южнославянский народ, населяющий Боснию и Герцеговину. У слова «босниец» есть второе значение – житель Боснии и Герцеговины вне зависимости от его этнической и религиозной принадлежности. Возникли босняки в результате обращения в ислам южных славян (в основном сербов и хорватов Боснии, в период её нахождения в составе Османской империи). В ее состав Босния вошла в XV веке. Согласно законам турецких властей, мусульмане заняли более привилегированное положение в обществе: они платили меньше налогов, чем христиане. Дополнительными повинностями в военное время облагались в основном христиане. В случаях судебных разбирательств показания мусульман считались более весомыми. Все это вынуждало христианское население Боснии, и, в первую очередь, знать, стремившуюся сохранить власть и имущество, принимать ислам. Однако большинство боснийских сербов и хорватов остались христианами.

Один из способов исламизации состоял в том, что у христиан отбирали детей. Насильственная исламизация взрослых также практиковалась.

К XVI веку сильно изменился этнический состав крупных городов, основным населением которых стали турки-колонисты и потурченцы, которые со временем утратили связь с национальной культурой. В отличие от Герцеговины и Сербии, в Боснии крестьяне массово переходили в ислам.

Гуськова Елена Юрьевна – доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, так объясняет происхождение бошняков: «Балканский кризис, который длится уже третье десятилетие, представляет собой прекрасную возможность для изучения современных геополитических процессов, методики перехода к новому мировому порядку, управляемости внутренними и внешними процессами извне при распаде многонациональных государств.

Мусульманская группа возникла во время турецкого владычества в результате исламизации части славянского населения. Термин «мусульмане» для определения этнической принадлежности исламизированных славян на территории БиГ «придумали» в социалистической Югославии.

Он употреблялся начиная с переписи 1961 г. и означал национальность. Для понимания приведем такой пример. В анкетах жители БиГ писали: “Вероисповедание – атеист, национальность – мусульманин”.

Из 106 общин Боснии и Герцеговины мусульмане составляли более 50% населения в 35 общинах, в основном в центральной Боснии, а сербы – в 32 в западных и восточных районах. Большинство хорватов проживали на юге республики и в некоторых центральных общинах. В то же время по занимаемой территории сербы опережали другие боснийские народы. Они представляли абсолютное большинство населения на 53,3% территории республики».

Согласно Дейтонским соглашениям с 1995 года БиГ состоит из двух образований – Мусульмано-Хорватской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Каждое образование имеет собственного президента, парламент и правительство. Органы власти единого государства включают: Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган – Парламентская ассамблея (Скупщина), состоящая из двух палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 мусульман, 5 хорватов от Федерации БиГ, и 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС).

Высший орган исполнительной власти –коллегиальный Президиум, в его состав входит 3 члена: мусульманин, хорват (избираемых от Федерации БиГ), и серб – представитель Республики Сербской.

На самом деле, БиГ более походит на международный протекторат, где реальная власть в стране принадлежит международному верховному комиссару. Комиссар является верховным арбитром в спорах между представителями разных общин. Назначают верховного комиссара с согласия ООН, обычно это представитель стран ЕС.

В данный момент Верховным представителем по БиГ является австриец Валентин Инцко. Этот пост дипломат занимает с 26 марта 2009 года. Сербская сторона имеет множество претензий к нему, ему вменяют многолетнюю ложь и предвзятое отношение. Австриец постоянно выставляет Республику в искаженном свете. По-менторски объясняет местным политикам, что делать и как себя вести.

«Решение Конституционного суда БиГ — скандальный переворот…»

Положения Конституции БиГ фактически были написаны под диктовку США и Европы. Надо отметить, что за время существования БиГ, руководство Республики Сербской вынуждено было сделать порядка шестидесяти уступок по отношению к Мусульмано-Хорватской Федерации.

И вот в феврале 2020 года произошел очередной случай попрания прав сербского народа. Конституционный суда постановил, что сербы должны отказаться от части собственных земель в пользу Мусульмано-Хорватской Федерации. Милорад Додик назвал это решение скандальным переворотом.

«Последнее решение Конституционного суда БиГ является вопиющим ударом по Государству, поскольку он представляет собой нападение на территориальную организацию, согласно которой Республике Сербской принадлежит 49 % от всей территории. В статье I /1 Конституции БиГ говорится, что БиГ в настоящее время работает с измененной внутренней структурой и существующими международно признанными границами. Это значит, что территория принадлежит Образованиям, также соблюдая Приложение 2 Дейтонского соглашения, в котором говорится о границе между образованиями, а внешняя граница представляет международно признанную границу БиГ. Государственная собственность ни в коем случае не может быть собственностью БиГ, поскольку БиГ не имеет «государства», «республики» или какого-либо другого обозначения».

Президент Республики Сербской Желька Цвиянович по этому поводу заявила, что народ Республики очень сожалеет о том, что Конституционный суд БиГ в течение многих лет используется как политический инструмент в руках политики боснийцев при пособничестве их западных покровителей.

В ожидании Османской империи или земли  арабам!

Когда въезжаешь на территорию Федерации Боснии и Герцеговины время от времени натыкаешься на турецкие флаги, что высятся над некоторыми частными домами, даже над весьма скромными сельскими лачужками. Вывод напрашивается сам собою – часть жителей БиГ всерьез мечтает о возвращении Османской империи. Вспоминается случай, как во время победы на выборах в Турции президента Реджепа Эрдогана, Алия Изетбегович выступил с такой речью: «Господин Эрдоган, вы не только президент Турции, вы и наш президент тоже!». А турецкий президент как-то изрек: «Мы к вам возвращаемся!».

Своим, порой чрезмерным вниманием балуют Федерацию и государства Персидского залива. Инвесторы из Саудовской Аравии выложили 50 миллионов евро под строительство крупнейшего в Сараево торгового центра. Арабские страны поддерживали финансово строительство мечетей, например, мечеть Короля Фахда.

Постепенно местным жителям становится не совсем уютно в своем доме – группа сараевских активистов выступает с предложением об ограничении арабского языка. Возмущаясь, народ сетует на то, что арабский вошел в обиход повсеместно: указатели на улице и вывески, любые надписи по городу, рекламные щиты – все на арабском! Теперь и школьная программа наряду с немецким, английским предполагает возможность изучения арабского и турецкого языков. Исламизация идет полным ходом.

Недвижимость в Сараево массово скупается богатыми арабскими семьями. Не в этом ли причина претензий Федерации на землю Республики Сербской? Землю можно выгодно продать арабам- миллиардерам, либо выделить под проживание бедных арабов- беженцев, с благословения Евросоюза.

В настоящее время БиГ уже приняло около 30 000 мигрантов, боснийские власти пытаются разместить их на территории Республики Сербской, на исконно сербских землях, где никогда не было ислама.

Обещанные Саудовской Аравией золотые горы могут растаять как мираж, ведь нефти осталось не так уж много. Протянуть можно всего лишь пару десятков лет. С питьевой водой обстоит намного хуже. Запасы воды на территории королевства стремительно иссякают, тем более что ее используют бездумно – в том числе на поливы многочисленных газонов для гольфа. По прогнозам, водных ресурсов может хватить всего на несколько лет. Аравийский полуостров – сплошь пустыня, без воды жизни нет. Имеющиеся глобальные проблемы, вероятно, и заставляют арабов искать новые возможности к выживанию в сложившейся ситуации.

Идея переезда на Балканы – стратегическая. Исторический контекст подписания Сан-Стефанского мирного договора в наше время приобретает новые, глобальные черты.

 

Юлия Воинова-Жунич для информационно-аналитического издания Фонда исторической перспективы «Столетие»